ГАЗ-АА – легендарная Полуторка


Пожалуй, самым популярным и самым известным автомобилем времен войны был ГАЗ-АА или как его называют и по сей день – «Полуторка». Да, на то время отечественный автопром был далек от совершенства и эта машина имела немало недочетов и изъянов. Однако это не помешало ей пройти всю войну, причем с высоко поднятой головой.

В довоенное и послевоенное время наши конструкторы и инженеры нередко обращали свой взор в сторону «загнивающего» Запада. Ведь у нас как таковой автомобильной промышленности нельзя сказать, что не было, но она находилась в зачаточном состоянии. Естественно, что своих разработок было очень мало. Вот и при создании ГАЗ-АА в 1939 году был взят за основу американский грузовик Ford-AA разработки 1929 года. И это был вполне очевидный выбор. В это время почти каждый второй автомобиль на нашей планете являлся разработкой американского автопроизводителя, которым руководил легендарный Генри Форд.

ГАЗ-АА Полуторка
Кстати поначалу большинство узлов и агрегатов для ГАЗ-АА поставлял именно Ford в рамках лицензионного соглашения между американцами и нашей страной. Но это вовсе не стало препятствием для отечественных талантливых конструкторов. Сотрудники Нижегородского автозавода (именно там сначала выпускалась Полуторка) внесли в конструкцию автомобиля ряд своих технически обоснованных решений. Так был усилен картер сцепления и рулевой механизм. На двигатель установили воздушный фильтр (удивительно, но на Ford-AA его не было), а также с нуля спроектировали и создали легендарный бортовой кузов.

Кстати изначально первые партии ГАЗ-АА имели угловатую деревянную кабину, конструкция которой в некоторых местах дополнялась прессованным картоном. Немного позже ее заменили металлической с дерматиновым верхом. В военное время опять вернулись к частично деревянной, которая продержалась вплоть до снятия автомобиля с производства.

Легендарная Полуторка
Были модификации и с кузовом типа «самосвал». Правда механизм опрокидывания мало чем походил на современный. Кузов удерживался на подвижных шарнирах и был установлен на шасси так, что равномерно распределенный в нем груз сам опрокидывал его. А удерживало всю эту шаткую конструкцию специальное запорное устройство.

В 1940 году Нижегородский автозавод вместе с городом, где он располагался был переименован в Горьковский. По сути, с ГАЗ-АА и началась история ГАЗа. Полуторка кстати выпускалась на протяжении почти 20 лет с 1932 по 1951 годы. За это время с конвейера ГАЗа и других заводов сошло больше миллиона ГАЗ-АА различных модификаций.

Кстати, название автомобиля «Полуторка» совсем не случайно. Дело в том, что ГАЗ-АА имел заявленную заводом-изготовителем грузоподъемность равную 1,5 (полутора) тоннам.

https://aspro-rus.ru/catalog/okrasochnye-apparaty/
Вот такая вот история!

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.