ВАЗ-1801 «Пони»

Опытный образец ВАЗ-1801 "Пони" на испытаниях
Также как и ВАЗ-1152 «Эльф», экспериментальный электромобиль ВАЗ-1801 «Пони» разрабатывался Волжским автомобильным заводом специально для езды внутри курортных и парковых зон. В конце 70-х годов прошлого столетия забота об окружающей среде, на которую пагубно влияют двигатели внутреннего сгорания, еще не так явно проявлялась в кругах автопроизводителей, но, тем не менее, идеи создания недорогого и экологически чистого автотранспорта начинали приобретать свою актуальность.

Работа над созданием ВАЗ-1801 «Пони» началась в 1979 году. Перед конструкторами завода стояла самая важная и до сих пор эффективно не решенная проблема – использование аккумуляторов. Дело в том, что для обеспечения нормального запаса хода (хотя бы 80 – 100 км) автомобилю требовался достаточно мощный аккумулятор. Но в то время понятие «мощный» и «большой» (в смысле не только размера, но и массы) шли рука об руку и разделить их никак не удавалось. Существующие технологии производства портативных источников питания не позволяли это сделать.

ВАЗ-1801 "Пони"
В то же время нельзя было и бесконечно увеличивать вес всего автомобиля. Тяжелая машина также получалась неэффективной в плане автономности. Конструкторами проекта «Пони» под руководством инженера Владимира Барановского было принято решение сделать конструкцию рамы максимально облегченной и за счет этого уложиться в разумные рамки общего веса автомобиля.

В качестве основы в новом «Пони» была использована стальная рама. Ее пространственно замысловатая конструкция позволяла распределить вес аккумулятора и электроприводов равномерно по всему кузову и тем самым сбалансировать нагрузку.

Электромотор ПТ-125 было решено установить сзади и сделать привод также на заднюю ось – это значительно упрощало конструкцию трансмиссии нового электрокара. Конструкция задней подвески с независимыми колесами была создана на основе использования трубчатых продольных рычагов. Переднюю подвеску, так как к ней не было особых требований, решили взять уже готовую, от только что спроектированного ВАЗ-2108. Она имела реечное рулевое управления, и как показала история – достаточно эффективное и надежное.

ВАЗ-1801 "Пони" вид сзади
В качестве основного источника питания конструктора решили использовать никель-цинковый аккумулятор 80НЦ-125. Правда, для лучшего распределения веса батарею было решено разделить на две части. Одна из частей располагалась над передней осью автомобиля (была чуть вынесена вперед относительно нее), а вторая – точно над задней осью. Вес каждой части составлял 180 кг. При такой большой общей массе идея разделения аккумулятора оказалась удачной – нагрузка была равномерно распределена между передней и задней осью, и не угрожала целостности несущей конструкции.

После неудачных попыток создать уникальную схему управления электроприводом (из-за использования маломощных деталей она постоянно давала сбой), пришлось использовать уже готовый блок от электрокара ВАЗ-21029.

Уцелевший ВАЗ-1801
Кузов ВАЗ-1801 «Пони» было решено сделать открытым. Основание его изготовили из стальных балок и традиционно обшили стеклопластиком. Из стеклопластика также были изготовлены и некоторые функциональные элементы: магистральные каналы для электропроводки, крышки аккумуляторных отсеков и колесные ниши. В салоне было установлено 4 анатомических кресла, так что пятому пассажиру, даже при большом желании, не было где примостится.

Первый опытный образец ВАЗ-1801 «Пони»  изготовили очень быстро – в том же 1979 году. Запас хода при скорости в 40 км/ч был достаточно большим – в среднем 120 км. Максимальная же скорость автомобиля составляла 90 км/ч. Испытания показали, что «Пони» имел хорошие эксплуатационные характеристики и очень легко управлялся. Впоследствии был создан еще один экземпляр.

ВАЗ-1801 "Пони" в музее завода
Машиной даже заинтересовались французы. Они хотели заказать несколько автомобилей для обслуживания тоннеля через Ла-Манш, правда, с условием, что в их образцах будут использованы французские аккумуляторные батареи. Но, не сложилось. То ли у ВАЗа не было возможности быстро развернуть массовое производство нового автомобиля, то ли сам проект утратил свою актуальность – доподлинно неизвестно. Дальнейшая судьба единственных двух экземпляров ВАЗ-1801 «Пони» такова. Один из них попал в музей ВАЗа, а второй долго работал на футбольном стадионе Волжского завода и в последствие где-то пропал.

Кстати имя «Пони» было не только у ВАЗ-1801, точно также назывался и ВАЗ-2802.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.