История первого советского пожарного автомобиля – АМО Ф-15 «Пожарная Линейка»

Пожарная модификация АМО Ф-15
Производство пожарной техники, а точнее сказать ее история, в бывшем Союзе стало зарождаться очень рано. Сразу после революции стал вопрос о крайней необходимости разработки и создания подобной спецтехники. Но, не смотря на это, лишь в конце 1920-х годов появились первые отечественные пожарные машины, одной из которых была АМО Ф-15, названная «Пожарной линейкой».

Чтобы было понятней, обратимся к терминологии. В начале 20-го века существовало два типа пожарных машин: пожарные бочки и пожарные линейки. Пожарная бочка представляла собой самоходный резервуар с водой и механическим насосом. В таком автомобиле было максимум 4 сидячих места для пожарного расчета, которые находились снаружи. Попросту говоря пожарной бочкой управлял один водитель и 4 человека, которые качали воду из бочки.

Пожарная линейка представляла собой несколько иную конструкцию. Сверху на кабине была установлена раздвижная лестница, по бокам которой, также снаружи, размещался пожарный расчет из 6 – 8 человек. Дополнительно в автомобиль монтировался механический насос для подачи воды из какого-нибудь искусственного резервуара, водопровода или природного водоема.


До 1925 года все пожарные машины в бывшем Союзе представляли собой переделанные зарубежные легковые и грузовые автомобили, доставшиеся нам как трофей после Первой мировой войны и царского режима. Своего автопроизводства тогда еще не было.

Лишь в 1926 году разработку и создание первой отечественной пожарной машины освоили инженеры на вновь созданном Ленинградском заводе пожарных принадлежностей «Промет». Ею и стала вышеупомянутая АМО 15-Ф «Пожарная линейка». Чуть позже производство аналогичного автомобиля начали на Московском заводе АМО.

Рама автомобиля состояла из двух продольных и пяти поперечных балок из стального швеллера. Посредине и сзади были прикреплены четыре стойки перекрытия, из которых создали основу кузова. На перекрытия установили две раздвижные лестницы и пожарный инвентарь. Посреди рамы был установлен небольшой бак с водой. По бокам этого бака расположились восемь сидений для пожарного расчета. В АМО Ф-15 был также пеногенератор и три катушки с пожарными рукавами.

Сохранившийся АМО Ф-15 в музее
Двигатель располагался традиционно спереди. На раме была закреплена раздаточная коробка, которая передавала крутящий момент от 4,4-литрового четырехцилиндрового двигателя мощностью 35 л.с. либо на задний мост для передвижения автомобиля, либо на водяной насос для подачи воды. Удивительно, что в АМО Ф-15 не было топливного насоса. Бензин в карбюратор, а оттуда в камеры сгорания цилиндров двигателя подавался самотеком. А для того чтобы топливная система функционировала бесперебойно, бензобак установили немного выше двигателя.

Автомобиль мог разгоняться до 50 км/ч. Мощность водяного насоса позволяла «доставать» воду с глубины 7 м и подавать ее на два ствола, которые создавали струи длинной 30 м, выбрасывающие по 600 литров в минуту.

Производство АМО Ф-15, начавшееся на Ленинградском «Промет» в 1926 году, продолжалось до 1929 года. Одновременно такую же модель выпускал и Московский Миусский завод. Всего было создано 308 автомобилей. Но до наших дней сохранились лишь две машины, в настоящее время находящиеся в Московском Политехническом музее и в Управлении городской пожарной службы города Санкт-Петербург.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.