ВАЗ «Охта» – первый отечественный минивен

Концептуальная модель ВАЗ "Охта"
В конце 80-х годов прошлого столетия по дорогам большой и необъятной страны, хотя изредка, но  уже колесили шедевры зарубежного автопрома, и наш автолюбитель постепенно узнавал, что на свете существуют не только седаны, а еще и другие типы автомобилей, например минивены. Ведь у нас в стране собственных разработок небольшого малолитражного и в то же время достаточно вместительного транспорта еще не было, как впрочем, нет и сейчас. Но это не совсем так. Существовал все же один опытный образец – автомобиль ВАЗ «Охта», который, к сожалению, как впрочем, и все остальные перспективные разработки, не стал серийным.

ВАЗ «Охта» начал разрабатываться с 1986 года. В опытном конструкторском бюро НАМИ в Ленинграде собралась команда действительно талантливых инженеров и конструкторов, мировоззрение которых не ограничивалось тогдашним общепринятым угловатым дизайном автомобилей. И хотя в качестве базы выступил серийный ВАЗ-21083 практически со всеми узлами и агрегатами, создатели «Охты»  действительно потрудились на славу. Полностью с нуля был создан дизайн кузова – по образу и подобию самого грациозного морского млекопитающего – дельфина.

ВАЗ "Охта" - готовый прототип
Огромная работа была произведена и в области компоновки деталей силовой установки, трансмиссии и ходовой. Ведь перед конструкторским бюро стояла на тот момент сложнейшая задача – создать автомобиль размерами не больше серийной малолитражки, в который бы свободно помещалось как минимум 6-7 человек. Кроме этого высокие требования предъявлялись к аэродинамическим свойствам первого отечественного минивена. Хотя такой класс машин у нас на то время еще не существовал.

ВАЗ «Охта» изначально готовился для серийного производства. Конструкторы и дизайнеры создали не только уникальный, ни на что не похожий автомобиль, обладающий прекрасной аэродинамикой. Они проработали конструкцию «Охты» настолько, что машина содержала минимум сложных деталей и ее, в последствии, можно было бы собирать на автоматической сборочной линии.

ВАЗ "Охта" - сборка
Кузов ВАЗ «Охта» был сделан из самых инновационных на то время материалов. Помимо традиционной для отечественных концепт-каров пластмассы использовались совершенно новые высокомолекулярные синтетические волокна.

Для доступа пассажиров в удобный семиместный салон с тремя рядами сидений имелось 5 дверей – 4 боковые и одна полноценная задняя. Но конструкторы и дизайнеры «Охты» пошли еще дальше. Они сделали из обычного минивена универсальный фургон. Передние сидения могли поворачиваться на 180 градусов, а средние трансформироваться в обеденный столик. Кроме этого все сидения складывались в большую удобную двуместную кровать, а при сложенном втором и третьем ряде машина превращалась в практичный грузовой фургон.

ВАЗ "Охта" на испытаниях
Но и это еще не все. На большой скорости под бампером автоматически выдвигался передний спойлер, помогая автомобилю проходить виражи и удерживая его в безопасном равновесном состоянии. Приборная панель крепилась прямо к рулевой колонке и при регулировке последней всегда находилась на виду у водителя.

В автомобиле впервые в мире была использована так называемая «мультиплексная» (умная) электропроводка. Суть ее конструкции заключалась в следующем. Вдоль кузова автомобиля проходил один единственный кабель, к которому были подключены фары и другое электрооборудование. Бортовой компьютер «Охты» в зависимости от «команд» водителя посылал по кабелю различные управляющие сигналы, которые собственно и включали того или иного потребителя.

Салон ВАЗ "Охта"
Почему автомобиль не стали выпускать серийно – непонятно. Машина с успехом участвовала во многих автомобильных выставках, в том числе и зарубежных. Но она так и осталась в единственной опытном экземпляре.

Дальнейшая судьба «Охты» весьма печальна. Когда машину везли из очередной зарубежной выставки, она была задержана на таможне и временно изъята. За «растаможку» почему то неучтенного прототипа никто платить не захотел и машину бросили на разграбление вандалам на таможенном пропускном пункте. Через несколько лет (в начале 2000-х) она все же попала на родину, но в весьма плачевном состоянии. Восстанавливать «Охту» так никто и не захотел. Сейчас перспективная инновационная разработка ржавеет где-то в одном из столичных гаражей.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.