СХМ-3 – ВАЗовский снегоход


В истории Волжского автомобильного завода, который периодически менял свое название, не изменяя при этом направления деятельности, было немало интересных и даже уникальных разработок. И если кто-то думает, что ВАЗ выпускал только легковые автомобили, глубоко ошибается. Из опытных цехов конструкторского бюро выходили и весьма неспецифические для ВАЗа автомобили, например снегоход СХМ-3, о котором собственно и пойдет речь в этой статье.

Грузовой снегоход СХМ-3, разработанный и построенный уже в период начала спада отечественного автомобилестроения – в 1992 году, был как ни странно основан на базе вполне «безобидной» серийной «восьмерки» – ВАЗ-2108. От донора новой на то время и совершенно не специфичной для завода машине достались силовой агрегат (бензиновый двигатель), рулевое управление и другие узлы и агрегаты трансмиссии.

СХМ-3 использовал гусеницы вместо колес, что для снегохода было очень удачным выбором со стороны инженеров. Правда от традиционных элементов трансмиссии: шпилечных пружин и дисковых тормозов, видимо из соображений экономии денежных средств на излишние новшества, решили не отказываться. Даже гусеницы были не две, как у обычной специальной техники на гусеничном ходу, а четыре, как бы взамен четырех колес легкового автомобиля.

Не самое технически правильное решение, тем не менее сделало этот экспериментальный снегоход по истине уникальным. Благодаря разделению гусеничной трансмиссии, автомобиль показал на опытных испытаниях хорошую маневренность, которая была чужда подобной технике на гусеничном ходу.


СХМ-3 имел цельнометаллический кузов, не очень приятного внешнего вида. Но ведь никто и не собирался представлять новый гусеничный снегоход на международных автомобильных выставках. Он создавался для нужд районов с особо тяжелыми погодными условиями, где лето длилось менее нескольких месяцев, а обширные и непроходимые для обычной техники снежные просторы были обыденным явлением практически круглый год.

Снегоход имел кузов открытого типа, в который можно было грузить все что угодно массой до 500 кг. При дорожном просвете в 25 см машина была практически везде проходимой. Максимальная скорость снегохода при полной загрузке могла достигать 35 км/ч.

Что случилось с этой опытной разработкой, неизвестно. Была выпущена лишь одна машина и на этом разработки снегохода были прекращены. Возможно, это была лишь «проба пера» в сложных экономических условиях, когда руководство завода искало рынки сбыта для своей продукции. А может, как это часто случалось, новый автомобиль просто посчитали неконкурентоспособным или запчасти для спецтехники выпускать завод не захотел. Так или иначе но проект грузового снегохода попросту закрыли и дальнейшие разработки в этом направлении прекратили.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.