Гиробус


Ну а сегодня небольшая заметка будет об особом виде автобуса — гиробусе (гиробус — автобус, движущийся за счёт кинетической энергии вращающегося маховика). Зачем такая куча непонятных слов и такие сложности, спросите вы. А все дело в существенных преимуществах такой конструкции. Во первых она практически бесшумна, во вторых намного экономичнее обычного двигателя внутреннего сгорания, в третьих этот вид транспорта экологически чистый, а в четвертых позволяет обойтись от жестко закрепленных проводов и рельсов как например на троллейбусах и трамваях.

Конструкция
Конструкция двигателя гиробуса проста. Это трехфазный электродвигатель и огромный маховик. На «заправке» к электродвигателю подключаются провода и он раскручивает маховик до 3000 об/мин, затем провода отсоединяют и гиробус движется за счет кинетической энергии вращающегося маховика.

Запас хода на одной заправке примерно 6 км, но для обеспечивания надежности системы гиробус заправлялся каждые 2км пути. С такой установкой гиробус разгонялся до 50-60км/час. Тормоза здесь тоже были электрические, энергия от торможения позволяла маховику покрутиться еще дольше т.е. имело место рекуперация. «Заправка» гиробуса занимала от 30 секунд до 3 минут. Для уменьшения времени заправки напряжение в сети было поднято с первоначальных 380 вольт до 500.
Самая жесть в том что в среднего размера гиробусе применяется трехтонный маховик линейная скорость обода которого достигает 900 км/час. Как то боязно ехать в качестве пассажира зная что под тобой с огромной скоростью вращается трехтонный диск =)

Конструкция шасси Гиробуса:


История эксплуатации
Подобная конструкция была впервые выполнена в виде концепта в 1940-х годах швейцарской фирмой Oerlikon(Эрликон). А первые демонстрационные поездки состоялись уже в 1950 году и продолжались еще 4 года. А полноценная коммерческая эксплуатация гиробуса началась в октябре 1953 года.
Всего в 3 странах мира гиробусы реально применялись на пассажирских маршрутах. Это Швейцария, Бельгийское Конго (ныне Демократическая республика Конго) и Бельгия.
Подробности эксплуатации гиробусов и причины ее прекращения можно узнать в Википедии.

Как оказалось в СССР тоже были проекты использования гиробусов, но они к сожалению так и остались проектами.

Единственный сохранившийся экзепляр гиробуса того времени это Gyrobus G3 который хранится во Фламандском музее трамваев и автобусов в Антверпене.

А вот на это снимке запечатлен процесс «заправки» гиробусов. Как мы видим на фото к линии электропередач подключаются три провода:


Обложка журнала того времени:


Еще раз напишу ссылку на Вики =)

5 комментариев

avatar
мда уж)))))) а если, предположим, ось маховика трескается и вылетает из «суставов» — диск полетит крошить людей на остановке?....900км\ч — скорость звука себе такого не позволяет…
комментарий был удален
avatar
гигантская машина для массового убийства в действии =))
но ведь маховик то находится в некоем подобии тарелки с бортами, из которой выбраться ему будет затруднительно… максимум что можно будет наблюдать, это наверное наполовину вылезжий из порванной бочины автобуса и покрошившийся маховик =)
наступи хоть один такой случай, и на этом транспорте уже ездить будут бояться…

Хотя есть такие места где гиробусы успешно применялись (3 страны описанные выше).
avatar
Более того подобные системы сейчас тестируются на болидах Формулы 1 для сохранения энергии при торможении:)
avatar
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.