Шнеко-роторные вездеходы ЗИЛ


История
Идея постройки вездехода на шнеках не нова. Патент на изобретение саней приводимых в движение шнеком был выдан в 1900 году русскому изобретателю Ф.Дергинту. В основе конструкции лежит принцип винта Архимеда. Два таких винта при вращении приводят в движение вездеход. Машина при этом обладает очень большой проходимостью, но при это наносит огромный урон почве.
Еще в 1926 году был построен трактор Fordson для работы в болотистых районах. Но дальше эксперимента дело не пошло. Затем в 60-годы прошлого века эта идея нашла свое применение при разработке шнекоходов ГПИ-66 (на базе вездехода ГАЗ-47) и его продолжения на базе «шишиги» — ГПИ-72. Разрабатывались эти машины под руководством Аркадия Федоровича Николаева в Горьковском политехническом институте. Машины показали отличную проходимость в условиях бездорожья и на плаву, но шнеки были совершенно непригодны для движения по асфальту или бетону беспомощно скользя по поверхности.




Подробнее о разработках Аркадия Федоровича можно почитать в статье журнала Груовик-пресс — www.gruzovikpress.ru/article/history/2007_04_A_2007_07_27-19_20_20/

ЗИЛ 2906
В 70-годах прошлого столетия в связи с регулярнымы полетами наших космонавтов появилась потребность в их быстром поиске и доставке приземлившихся космонавтов на базу. Для решения этой задачи на ЗИЛе был разработан поисково-спасательный комплекс «Синяя птица». Комплекс состоит из трех 6-колесных вездеходов ЗИЛ-4906. Первый автомобиль был пассажирский, второй использовался для перевозки космичского аппарата, третий же нес на борту шнекоход ЗИЛ-2906 который предназначался для поиска космонавтов в труднодоступных районах. На машине были установлены 2 двигателя ВАЗ мощностью по 70 л.с.

Технические характеристики ЗИЛ-2906:

Полная масса, кг — 2000
Максимальная скорость движения, км/ч:
На дороге - 65
на воде — 16
на болоте — 20
на снегу — 45
Габариты, мм:
длина — 4900
ширина — 2400
высота — 2200





ЗИЛ 4904


А в 1972 году был разработан шнекоход грузоподъемностью в 2,5 тонны и оснащенный двумя двигателями мощностью 180 л.с. — ЗИЛ 4904. Правда применения ему не нашлось и он так и остался в единственно экземпляре. До начала 2000-х этот уникальный аппарат стоял и ржавел на открытом воздухе на полигоне ЗИЛ. В дальнейшем всю технику с полигона перевезли в музей журнала Авторевю. За что им огромное спасибо!
Фотографии полигона: www.deadmobil.narod.ru/kladbische.html

P.S. Ищутся техническаие характеристики ЗИЛ-4904

Видео ЗИЛ-2906 в движении:

7 комментариев

avatar
В дальнейшем всю технику с полигона перевезли в музей журнала Авторевю. За что им огромное спасибо!

Вот только судьба музея теперь тоже не ясна:(
avatar
А что с музеем то кстати? Соответствующий раздел на их сайте закрыт на реконструкцию вообще. Не хотелось бы иссчезновения столь редких аппаратов.
avatar
Не вникал в суть проблемы, но вроде как один из создателей музея отделился со своей довольно большой частью коллекции.
avatar
Архивное документальное видео про поисковый комплекс в целом:
rusautomobile.livejournal.com/168100.html

Теперь можно посмотреть как эти машины (ЗиЛ 2906 и Синяя птица ЗиЛ 4906) работают в комплексе.
avatar

Испытания шнекоходов на воде
avatar

Транспортировка ЗИЛ 4904
avatar
Отреставрированный зил 4904 в военно-техническом музее московской области:


gvtm.ru/shneko-rotornyy_vezdehod_zil-4904
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.