ЗИЛ-49061 – полноприводная амфибия

ЗИЛ-49061 из комплекса "Синяя птица"
Автомобилей-амфибий в мире выпускалось достаточно много, но с такими техническими характеристиками как у ЗИЛ-49061 можно пересчитать на пальцах. Разработка, изначально являвшаяся экспериментальной, впоследствии стала серийной. Автомобиль и его грузовая модификация ЗИЛ-4906 выпускались на протяжении 16 лет, а некоторые оставшиеся в рабочем состоянии экземпляры используются и поныне.

ЗИЛ-4906
До проектирования ЗИЛ-49061 у автомобильного завода имени Лихачева уже был достаточный опыт создания полноприводных вездеходов. До этого на заводе уже тестировались опытные прототипы: ЗИЛ-132Р, ЗИС-Э134 и других. Поэтому новая полноприводная амфибия уже на этапе создания опытного образца обещала получиться достаточно успешным автомобилем, что в последствии и подтвердила история.

Разработка автомобиля началась еще в 1971 году, но первые опытные образцы увидели свет лишь 4 года спустя – в 1975. Видимо «лихачевцы», учитывая прошлые провальные проекты, например ЗИЛ-Э167, создававшиеся в рекордно сжатые сроки, решили не спешить.

ЗИЛ-4906
Изначально вездеход предназначался для поисково-спасательных заданий, включавших поиск приземлившихся космонавтов, так что об использовании машины для нужд гражданских и речи не шло. Автомобиль входил в поисково-спасательный комплекс, называемый «Синяя птица». Видимо поэтому практически все выпускавшиеся серийно образцы имели синий окрас.

Позже ЗИЛ-49061 принимал участие и в гражданских спасательных операциях, в том числе и за рубежом. В частности две амфибии помогали в ликвидации последствий наводнения в 2002 году в Германии. Автомобили очень понравился немцам. Слухи о них быстро распространились по всей Европе (до этого вездеход считался засекреченным и о нем знали разве что спецслужбы). Кстати в 2007 году итальянская фирма Iveco создала аналогичный плавающий вездеход – Magirus Marconi Duffy.

ЗИЛ-49061 на испытаниях
Что касается технических характеристик ЗИЛ-49061 и его модификаций, то вплоть до прекращения серийного производства автомобилей в 1991 году их не мог превзойти не один зарубежный аналог.

Амфибия имела колесную формулу 6 × 6 с передней и задней поворачивающимися осями, как у предыдущих шестиколесных разработок. Причем рулевое управление при помощи специально следящего механизма синхронно поворачивало обе оси, давая возможность автомобилю разворачиваться на очень узких участках дороги.

ЗИЛ-49061 и ЗИЛ-4906
Под капотом ЗИЛ-49061  установили серийный зиловский 6-литровый двигатель ЗИЛ-130 мощностью 150 л.с. Правда его сборка осуществлялась вручную с особо тщательным подбором комплектующих. Для движения по суше использовалась полноприводная шестиколесная ходовая. По воде этот вездеход передвигался при помощи двух гребневых винтов, установленных сзади.

Кузов пассажирского ЗИЛ-49061 был выполнен из стеклопластика, также как и у экспериментального ЗИЛ-Є167. Грузовой вариант оснащался манипулятором. На базе этой модели создали еще один уникальный автомобиль – шнеко-роторный ЗИЛ-2906, который, кстати, тоже входил в состав поисково-спасательного комплекса «Синяя птица».

Команда конструкторов и разработчиков ЗИЛ-49061
Грузоподъемность ЗИЛ-49061 составляла 3,4 тонны. С полной загрузкой автомобиль мог развивать по шоссе скорость до 80 км/ч, а на плаву – 9 км/ч. При этом средний расход топлива был относительно небольшим – 50 л/100 км.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.