МАЗ-538 – многофункциональный тягач


Двухосный колесный тягач МАЗ-538 разрабатывался не как обособленная функционально законченная машина, а как база под различные виды оборудования, как активные манипуляторы так и пассивное навесное.

Разработка машины была начата летом 1954 года и стала практически началом функционирования специально созданного конструкторского бюро СКБ-1 при Минском автомобильном заводе по проектированию многоосных многофункциональных тягачей и грузовиков.

Многофункциональный тягач МАЗ-538
К разработке первых двух тягачей МАЗ-538 с простым бульдозерным оснащением конструкторы МАЗа подошли основательно. Об этом свидетельствует тот факт, что лишь в 1963 году спустя почти 9 лет после начала разработок эти две машины прошли успешные испытания и модель получила одобрение государственной комиссии для дальнейшего серийного производства.

Изначально на МАЗ-538 устанавливался четырехтактный 12-цилиндровый дизельный двигатель Д12А-375, подобные которому устанавливались и на некоторые танки и другие самоходные машины военного назначения. Мощность силовой установки составляла 375 л.с. и распределялась на трансмиссию посредством 3-ступенчатой коробки передач в связке с раздаточной коробкой и механизмом отключения активного переднего моста.

МАЗ-538
Конструкция трансмиссии, включающая специальное реверсивное устройство, предполагала перемещение тягача МАЗ-538 с одинаковым тяговым усилием и скоростью как вперед так и назад. Но и это еще не все. Конструкция органов управления хоть и предполагала работу только с одним механиком, имела также симметричное расположение. В кабине имелись два кресла, расположенные спинами друг к другу. С каждой стороны были установлены одинаковые органы управления, дублирующие друг друга. Только рулевое колесо было одно, но оно легко переставлялось как на одну сторону, так и на другую.

Еще одним нововведением в конструкции подвески было то, что передние колеса тягача крепились на поперечных балансирных рычагах, оснащенных гидропневматическими упругими элементами, выполняющими роль неких амортизаторов. Правда задние колеса, не смотря на симметричность конструкции, жестко крепились к раме.


Двухдверная цельнометаллическая кабина имела хороший круговой обзор. Внутри был электрический и водяной подогрев (от системы охлаждения двигателя). Также имелась специальная фильтровентиляционная система, создававшая в кабине избыточное давление. Это было сделано видимо для того чтобы внутрь не попадала пыль и другие вредные вещества извне.

Снаряженная масса тягача МАЗ-538 вместе с установленным оборудованием могла достигать почти 20 тонн. При этом машина на трассе разгонялась до 45 км/ч. Правда расход топлива был не малым – 1л на 1 км.

Тягач МАЗ-538
В последующие годы были разработаны различные модификации МАЗ-538 и в частности длиннобазный тягач, траншейная машина, многоцелевой бульдозер-тягач и многие другие. В основном машины стояли на вооружении в инженерных и саперных войсках Советской армии, но не редко использовались и в народном хозяйстве.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.