Панголина – опытный образец автомобиля будущего из недалекого прошлого

Панголина Александра Кулыгина
Сказать, что опытная разработка инженера-конструктора Александра Кулыгина – автомобиль «Панголина» опережал на несколько десятков лет отечественный автопром – не сказать ничего. В этом автомобиле было реализовано множество инновационных разработок, аналогам которых не было даже в зарубежном автопроме. Например, особая конструкция открывающейся кабины, служившая аналогом традиционным дверям в машине.

Александр Кулыгин не был ни ведущим инженером ВАЗа, ни руководителем конструкторского бюро ГАЗа, но обладал особым талантом технического предвидения. Работал он простым электриком в российском городе Ухта при «Дворце детского творчества». По совместительству он вел кружок технического творчества. Кстати, именно воспитанники этого учреждения, а не светлые умы тогдашнего автомобилестроения, собственно и принимали участие в создании уникального автомобиля – «Панголина», конструкцию которого Кулыгин задумал в 1979 году, а реализовал в 1980.

Панголина на автомобильной выставке
Хотя кузов будущего авто не предполагал быть по современному обтекаемым, внешний вид у «Панголины» получился весьма изысканным и запоминающимся. Прообразом инженеру послужил итальянский суперкар Lamborghini Countach – очень популярный за рубежом, но как небо недоступный простому советскому гражданину. Угловатый рубленый дизайн кузова был выбран конструктором еще и по тому, что такие формы было относительно легко создавать из фанеры – основного материала из которого раньше изготавливались почти все макеты кузовов, в том числе и на больших промышленных предприятиях.

Кузов «Панголины» было решено частично сделать из стеклопластика. Этот недорогой, легкий и в то же время достаточно прочный материал как нельзя лучше походил для спортивного суперкара. Благодаря его использованию автомобиль получился намного легче ВАЗ-овских аналогов, а следовательно и намного шустрее. Использование традиционного серийного двигателя от одной из моделей ВАЗ и одновременно более легкого кузова привело к тому, что автомобиль легко разгонялся до 180 км/ч – недостижимой на то время скорости для отечественного автопрома.


Откуда такое странное название – «Панголина»? Дело в том, что в окончательном варианте автомобиль сильно напоминал небольшого зверя – броненосца Панголина. Вот отсюда и пошло такое необычное название.

Автомобиль получился настолько удачным и достаточно красивым, что его сразу же заметили отечественные СМИ. Одно время его фото не сходили со страниц газет и журналов, а на телевидении было снято несколько передач об этом уникальном авто. «Панголина» около 5 лет колесил по стране, участвуя во всевозможных автомобильных шоу, и даже один раз был приглашен на международную выставку в Болгарию.

Среди уникальных разработок, использовавшихся в «Панголине» можно отметить саму открывающуюся крышу, подымаемую двумя гидроцилиндрами, «ломающиеся» очень эффективные стеклоочистители и эргономические кресла, впервые используемые в отечественных автомобилях. Также впервые на автомобиле была установлена камера заднего вида и четыре выдвижных передних фары, появляющихся над капотом при помощи электропривода.

Салон "Панголины"
Правда не все разработки, как показала практика, были практичными. Поднимающаяся крыша имела один существенный недостаток. Когда в гидравлической системе резко снижалось давление – обычная поломка в таких случаях – крыша блокировалась, и вылезти из автомобиля без посторонней помощи не представлялось возможным. Тем не менее, испытания показали, что автомобиль получился очень надежен и достаточно безопасен.
Изюминкой автомобиля были и легкосплавные алюминиевые диски, обутые в низкопрофильную спортивную резину. Такого на то время отечественные автомобилисты, конечно же, не видели.

Что касается остальной технической оснастки, то «Панголина» практически ничем не отличалась от серийного ВАЗ-2101. 1,2-литровый бензиновый двигатель мощностью 62 л.с., стандартная трансмиссия, коробка передач, ходовая – все было таким же, как и у отечественных легковушек.

Судьба у этого уникального автомобиля, как впрочем, и у его создателя сложилась трагически. В средине 90-х «Панголина» попала в аварию, и ей пришлось срезать верх, сделав из кузова хэтчбек кабриолет. Дело в том, что Кулыгин, видимо боясь плагиата, уничтожил все проектные формы, на основе которых создавался кузов. В последствие, машину купил какой-то отечественный бизнесмен, а сейчас авто находится в небольшом музее автомобильного журнала «Авто-Ревю».

Александр Кулыгин после феерического шествия его детища по всей стране принял предложение от АЗЛК, и некоторое время работал инженером-конструктором. Но весьма нетривиальные идеи новатора не нравились руководству автопредприятия, и Александру через какое-то время пришлось уйти. Он эмигрировал в США и открыл там небольшую фирму по производству штучных автомобилей. Но в 2004 году трагически погиб в автомобильной аварии.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.