ЗИЛ-135МШ – уникальный ракетовоз

ЗИЛ-135МШ опытный образец
В линейке автомобилей ЗИЛ, носящих индекс «135» были не только ракетовозы относительно малой грузоподъемности (до 10 тонн), например, такие как ЗИЛ-135ЛМ. Конструкторское бюро завода имени Лихачева в 1965 году взялось за реализацию сумасшедшего по тем временам проекта – разработку ракетовоза грузоподъемностью … 100 тонн. Даже Сергей Павлович Королев был поражен такими масштабами, а ведь именно он инициировал создание мощного сухопутного транспортного средства для транспортировки нового на то время ракетоносителя Н-1 из программы планируемого Советским Союзом пилотируемого полета на Луну.

Изначально ЗИЛу ставилась задача постройки машины грузоподъемностью всего 25 тонн, но главный конструктор завода В.А. Грачев поставил перед коллективом куда более сложную задачу. Удивительно и то, что в 1967 году первый опытный образец ЗИЛ-135МШ выехал со сборочного конвейера на первые в своей жизни испытания.

Уникальность машины состояла не только в ее невероятной грузоподъемности. Уникальным было то, что конструкторы использовали сразу два типа трансмиссии, каждая из которых управлялась своим двигателем. Первая была электромеханическая, а вторая – гидромеханическая.

ЗИЛ-135МШ на испытаниях
Для равномерного распределения нагрузки на шасси автомобиля оба двигателя были разнесены друг относительно друга. Первый – ЗИЛ-375 смонтировали как раз посредине рамы. Он приводил в движение 120-киловаттный генератор постоянного тока, который питал сравнительно небольшие двигатели каждого из четырех передних колес. Второй – также 180-сильный ЗИЛ-375 установили сзади. Он предназначался для приведения в движение заднего моста, чтобы машина имела лучшую проходимость.

Передние четыре колеса располагались не на параллельных осях, как это было в других многоосных вездеходах, а на перпендикулярных. Казалось, что передняя ось всего одна, а на ней расположены сдвоенные колеса, как в мощном тракторе. Но это было не так. Эти оси опирались на пневмогидравлические телескопические амортизаторы, аналогичные тем, что устанавливались в самолетах.

Передние колеса, благодаря специально спроектированной системе следящего рулевого управления, могли поворачиваться на угол до 90 °. ЗИЛ-135МШ мог разгоняться по шоссе до 60 км/ч, а по грунтовой или полевой дороге – до 20 км/ч.

Передний аммортизатор ЗИЛ-135МШ
Но это была лишь вершина айсберга – так называемый «базовый прототип». На его основе, после успешных испытаний, планировалось спроектировать и создать 12-осный самоходный тягач, каждая ось которого была бы аналогична передней оси первого прототипа. Проектная грузоподъемность машины должна была составить 120 тонн, а это больше чем даже планировалось.

Однако случилось непредвиденное. Ушел из жизни идейный вдохновитель проекта – Сергей Павлович Королев. Его приемник по космической программе посчитал, что транспортировка больших ракетоносителей по суше в условиях строжайшей секретности и холодной войны с Западом, крайне опасна для советских секретов в области освоения Космоса. Поэтому программу ЗИЛ-135МШ свернули, и автомобиль так в единственном экземпляре и вошел в история советского автомобилестроения.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.