ЛуАЗ Прото – легкий джип, так и не ставший серийным

Опытный образец НАМИ ЛуАЗ Прото
Удивительно, но вся история отечественного  автомобилестроения, если рассматривать ее с современной точки зрения, кажется абсолютно нелогичной. Большинство легковых и грузовых автомобилей, попавших в последствии в серийное производство, на практике оказались либо «сырыми» с технической стороны, либо весьма некрасивыми с эстетической. В то же время множество прототипов, которые в буквальном смысле этого слова опережали время, «умерли» на стадии предварительных серийных испытаний. Одной из таких разработок, которые постигла вполне незаслуженная участь, стал прототип легкого внедорожника ЛуАЗ Прото, разработанный ленинградским отделом НАМИ – научного автомоторного института.

ЛуАЗ Прото
В начале 1988 года в рамках конкурса на практичный автомобиль для сельской местности, объявленный Министерством сельскохозяйственного машиностроения, собственно и начались работы по проектированию этого авто. Не смотря на то, что ЛуАЗ Прото был создан в рекордно малые сроки (разработка заняла чуть больше года) автомобиль получился не только очень практичным, но и весьма современным – под стать даже самым продвинутым зарубежным разработкам в классе внедорожников, например Suzuki Vitara. Кстати, практически в то же время создавался брат вышеописанного внедорожника – модель ЛуАЗ-1301 в конструкторском бюро завода ЛуАЗ в Луцке. Не смотря на то. Что автомобили разрабатывались в рамках одного и того же конкурса – они получились совершенно разными.


Инженеры и дизайнеры ленинградского НАМИ смогли, используя уже разработанные ранее детали и механизмы, сделать автомобиль совершенно не похожим на все серийно выпускаемые модели. В качестве силового агрегата был использован бензиновый двигатель МеМЗ-245, устанавливаемый тогда в серийные «Таврии». Кстати конструкция шасси предполагала размещение двигателя, радиатора и некоторых агрегатов трансмиссии, например передней подвески, на специальном съемном подрамнике. Такое новаторство должно было в будущем обеспечить удобный и простой ремонт этих механизмов.


Трансмиссия ЛуАЗ Прото не была взята с какого-то серийного автомобиля, а разрабатывалась полностью с нуля специалистами НАМИ. Особая конструкция 6-ступенчатой коробки передач, которая монтировалась в одном корпусе с механизмом отбора мощности, имела возможность отключения и включения переднего привода без использования традиционной раздаточной коробки. Первые две передачи в ней были понижающими и предусматривали автоматическое соединение переднего моста.

Кузов нового сельского внедорожника был также инновационным. Основу составлял металлический каркас, на который крепились стеклопластиковые панели. Такая конструкция предусматривала не только простой ремонт кузова, но и дальнейшие рестайлинги модели, без необходимости глобального переориентирования и изменения производственных линий. Нужно было бы только проработать новый дизайн кузова и перенести его на отдельные его части.

ЛуАЗ Прото внутри
Внутри ЛуАЗ Прото свободно помещалось 4 человека. И это при том, что сам автомобиль имел весьма скромные размеры. Кроме того конструкция салона предусматривала его трансформацию в ночлег на колесах для двух человек. Передние и задние сидения легко раскладывались, образуя удобный диван.

Испытания первого прототипа, начавшиеся в средине 1989 года, показали, что мощности двигателя МеМЗ-45 для такой машины недостаточно, поэтому второй прототип решено было делать с использованием двигателя от ВАЗ-2108. Во всем остальном опытный образец полностью удовлетворял поставленному на конструкторов техническому заданию, и автомобиль отправили на утверждение в главное конструкторское бюро – московское отделение НАМИ.

Что было дальше доподлинно неизвестно. Но разработки ЛуАЗ Прото вскоре прекратили, а первый опытный прототип вдруг стал единственным (работа над вторым была приостановлена). О дальнейшей его судьбе ничего неизвестно. Ленинградское отделение НАМИ вскоре также прекратило свое существование – из-за экономических трудностей и политической ситуации в распадавшейся стране оно было расформировано.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.