МАЗ-2000 «Перестройка»


Грузовик МАЗ-2000, созданный конструкторами Минского автомобильного завода в 1988 году, произвел фурор не только в бывшем Союзе, но и далеко за его пределами. В автомобиле была использована революционная на то время модульная конструкция и идеально обтекаемая форма кузова. Благодаря этим инновациям машина на Парижском автошоу завоевала первое место (золотую медаль) за технические новшества, стала первой среди отечественных грузовиков, отвечающей всем требованиям международных стандартов для данного вида транспорта, и на то время имела самый низкий коэффициент аэродинамического сопротивления среди всех магистральных грузовиков, в том числе и зарубежных.

Разработка МАЗ-2000, позже получившего название «Перестройка», началась в 1985 году. Как раз тогда, когда последний генеральный секретарь Михаил Горбачов объявил начало печально закончившейся перестройки экономики и политического устройства страны. Кстати, название авто пошло не только от перестройки Горбачова, но и оттого, что автомобиль мог достаточно легко перестраиваться, то есть менять свою конфигурацию и общую длину.

МАЗ-2000 "Перестройка"
Перед конструкторским бюро МАЗа ставилась весьма размытая задача – создать грузовик будущего. Такие лозунги были не в диковинку в то время, но то, что удалось воплотить в жизнь команде конструкторов под руководством Михаила Степановича Высоцкого, действительно можно назвать технологическим прорывом.

Уникальностью конструкции МАЗ-2000 было то, что тягач, как впрочем, и остальные присоединяемые части машины были выполнены по однотипному модульному принципу – они представляли собой автономные тележки. Разница была лишь в том, что в «тележке» головного тягача размещались двигатель, коробка передач, подвеска и рулевое управление, а в остальных – только пассивная подвеска.


Кабина как-бы одевалась на головной тяговой модуль и была технически независима от него. Уникальное рулевое управление, состоящее из мощных гидроцилиндров, поворачивало весь тяговой модуль относительно неподвижной кабины.

В МАЗ-2000 использовался 6-цилиндровый оппозитный двигатель, позаимствованный у MAN, мощностью 290 л.с. Он способен был разогнать грузовик при полной снаряженной массе, а это 33  тонны (12 из которых масса самого авто) до 120 км/ч.

Теоретически к основному тяговому устройству можно было присоединять достаточно много тележек с разного типа кузовами, делая автопоезд бесконечно длинным. При необходимости можно было использовать также несколько самих тяговых модулей и синхронизировать их движение специальной системой управления.

МАЗ-2000 "Перестройка" на испытаниях
К 1991 году было создано два прототипа с колесными формулами: 6 × 2 и 8 × 2. Стремительно велась подготовка к серийному производству новой модели. Однако политические события поставили крест на грандиозных планах Минского автомобильного завода. Проект был закрыт. Почему его не возобновили позже, когда МАЗ «встал на ноги», непонятно. Руководство завода бездарно распорядилось такой инновационной разработкой, которая могла бы в будущем принести международную известность всей белорусской автомобильной промышленности.

Практически сразу после закрытия проекта лицензию на модульную конструкцию автопоезда продали автопроизводителям США и Японии. Восьмиколесный прототип просто порезали на металлолом в 2004 году, а шестиколесный установили возле центральной проходной, сделав из него подобие памятника. Возможно, памятника своей бездарности и недальновидности?

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.