АЗЛК-2144 «Истра»


АЗЛК-2144 «Истра» – так должен был называться автомобиль будущего, хоть и не стал даже опытным пред серийным образцом и был выпущен лишь в одном макетном варианте, все же заслуживает своего внимания как действительно уникальный отечественный автомобиль конца прошлого столетия.

Точно сказать, когда была начата работа над данным автомобилем сложно. В анналах истории отечественного автопрома упоминания о нем весьма туманны. Известно лишь, что в 1985 году на АЗЛК при Управлении конструкторских и экспериментальных работ была создана группа перспективных разработок, которую возглавил инженер-конструктор завода Куликов Александр Васильевич. Видимо в этом же году и началась работа над перспективной моделью, позже получившей индекс 2144.


Группа разработчиков сначала создала пластилиновый макет – уменьшенную в 4 раза копию будущей машины, провела аэродинамические испытания, а затем после некоторых корректировок приступила к созданию полноразмерного кузова. Предполагалось, что кузов будущего автомобиля будет изготовляться из дюраля, но пока для макетного прототипа для простоты работы выбрали стеклоткань и стеклопластик. Кстати последующие испытания в аэродинамической трубе позволили рассчитать коэффициент аэродинамического сопротивления. Его значение составило всего 0,149.

Кузов «посадили» на реальные колеса, установили внутри макет двигателя и оборудовали салон. Вот тогда модель и получила свое название – АЗЛК-2144 «Истра». Двери в макете открывались вертикально вверх, высвобождая проход сразу передним и задним пассажирам (водителю). Причем механизм работал даже в макетном варианте, что весьма необычно.
Все дальнейшие технические инновации предполагалось установить в ходовом прототипе, который, к сожалению, так и не был создан. Но о них тоже стоит упомянуть, так как большинство из них были реально разработаны и готовились даже к серийному производству.


Так дорожный просвет в новом АЗЛК-2144 «Истра» должен был меняться в пределах от 14 до 24 см благодаря компьютерно управляемой пневматической подвеске. Причем менялась не только высота автомобиля, но и жесткость подвески. Предполагалось, что эти регулировки будут производиться автоматически при помощи установленных датчиков, благодаря чему можно будет избавиться от крена на поворотах, задирания задней части при торможении и верхней при слишком интенсивном разгоне.

Также в автомобиле должна была устанавливаться климатическая установка нового поколения, система активной безопасности (ABS) и специальная визуализация, проецирующая изображение дороги и показания приборов на лобовое стекло. Также в «Истре» должна была использоваться новая электронная система диагностики узлов и агрегатов, наподобие той, что сейчас стоят в современных автомобилях.


Под капотом АЗЛК-2144 должен был устанавливаться экономичный 3-цилиндровый турбодизель ELKO 3.82.92T объемом 1,4 л мощностью 68 л.с. Его проектный расход топлива составлял всего 2,2 – 3,5 л/100 км. Кроме этого двигатель должен был работать сразу на нескольких видах топлива: обычном дизеле, солярке и биотопливе, изготовленном из растительного сырья. Кстати сам двигатель все же был произведен в нескольких экземплярах. Его установили на Москвич-2141, который принимал участие в ралли «Москва — Рига». Тогда он показал средний расход топлива на уровне 2,7 л/100 км.

Все это, конечно же, влекло за собой весьма радужные перспективы, но как всегда «не сложилось». К 1993 году стало ясно, что государственное финансирование нового перспективного автомобиля больше осуществляться не будет и проект за неимением свободных средств закрыли. Единственный прототип – макетный образец, сейчас находится в музее ретро автомобилей в Москве на Рогожском валу.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.