ГАЗ-AAA – трехосная полуторка

Модификация ГАЗ-АА с тремя осями
Автомобили повышенной проходимости были популярны еще в 20-е годы прошлого столетия. В бывшем Союзе трехосные машины с двумя ведущими мостами проектировались задолго до ГАЗ-ААА, но мы рассмотрим именно этот автомобиль.

ГАЗ-ААА, точно также, как и ГАЗ-42 был создан на базе известной во всем мире «Полуторки» – ГАЗ-АА. Разработка этого внедорожника началась в 1932 году под руководством конструктора ГАЗа Виталия Андреевича Грачева.

Конструкция ГАЗ-ААА практически полностью повторяла «Полуторку». Правда для увеличения количества мостов задний ведущий заменили двухосной тележкой. Получилось, что формулу 4×2 просто и без особых инновационных решений преобразили в 6×4. Но это только на первый взгляд кажется просто.

В двухосной тележке била использована балансирная схема на четырех продольных полуэллиптических рессорах с червячными передачами. При этом управлял задней подвеской еще и двухступенчатый понижающий редуктор.

Трехосная ГАЗ-ААА
И казалось бы такое простое решение позволило существенно поднять проходимость автомобиля за счет уменьшения удельного давления трансмиссии на грунт.

Массовое производство ГАЗ-AAA началось в 1934 году и продолжалось вплоть до эвакуации завода в 1943 году. Всего было выпушено около 37 тыс. грузовиков повышенной проходимости, включая многочисленные модификации.

Кстати в 1938 году на трехосную полуторку установили более мощный двигатель на 50 л.с., что еще больше повысило не только проходимость, но и грузоподъемность автомобиля. Машина могла преодолевать по умеренно твердому грунту подъем в 27 градусов. Кроме этого в военный период для еще большей проходимости на задние колеса могли одеваться быстросъемные цепи, которые часто шли прямо в комплекте с завода.

Уже на базе трехосной полуторки ГАЗ-ААА было создано немало спец. автомобилей: самоходные радиосистемы дальнего обнаружения, радиостанции, ремонтные мастерские, бензозаправщики и даже автобус. Кстати автобус работал в качестве санитарной машины, гигиенической и бактериологической автолаборатории.

ГАЗ-ААА
Также на базе ГАЗ-ААА был создан целый класс бронеавтомобилей снаряженной массой от 4,8 до 5,9 тонн и системы залпового огня – всемирно известные «Катюши».

До наших дней «дожили» лишь две машины ГАЗ-ААА. Сейчас они находятся в музее ГАЗа в Нижнем Новгороде и в исторической автомобильной экспозиции Владивостока.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.