НАТИ-3 – гусеничная Полуторка

ГАЗ-60 на заднем гусеничном ходу
Идея поставить на гусеницы легендарную «Полуторку» – ГАЗ-АА родилась еще в 1933 году. Стране нужен был не только универсальный грузовой автомобиль, но и его вездеходный аналог. С состоянием наших дорог как сейчас, так и тогда ничего удивительного в этом нет. Сам автомобиль, который назывался НАТИ-3 начал выпускаться серийно лишь в 1939 перед самой войной. Правда имел он не полностью гусеничный ход, а все же опирался на передние колеса.

Особой уникальностью эта машина в общем то не отличалась. Все узлы и агрегаты, а точнее сказать вся база полностью была взята у выпускавшейся уже на то время «Полуторки». Автомобиль показал себя во всех отношениях благоприятно, поэтому инженеры Горьковского автомобильного не видели смысла в каких-то переделках.

Полугисеничная Полуторка
Хотя, если быть точным, то модификации в ГАЗ-60 (так называлась полугусеничная Полуторка, когда началось ее серийное производство) все же были. Была усовершенствована система охлаждения автомобиля, так как возросшая масса приводила к перегреву силового агрегата. Мотор в НАТИ-3 именовался как ГАЗ-М1.

Да, и конечно же гусеничный привод на задней оси. Он состоял из ведущей оси с двумя опорными колесами, опирающуюся на раму. Колеса передавали крутящий момент в поступательное движение гусеницы, входящей с ними в фрикционное зацепление. Сама задняя ось приводилась в движение посредством цепной передачи, передающей крутящий момент от карданного вала, соединенного с коробкой передач и двигателем.

ГАЗ-60 НАТИ-3
Качение задней подвески осуществлялось за счет установленного под рессору специального кронштейна.

Автомобиль в 1933-35 годах прошел успешные испытания в отдаленных районах Чукотки, на Таймыре и на берегах реки Лены. Короче везде где обычный грузовик, даже «Полуторка» проезжали с трудом. Тогда еще не было открытых перевозок груза, которые сейчас можно заказать по адресу: https://groozgo.ru/vidy-perevozok/otkrytye-perevozki, но машина прекрасно справилась бы и с ними.

Полугусеничная Полуторка преодолевает бездорожье
Однако после того, как НАТИ-3 под именем ГАЗ-60 начал производится серийно оказалось, что машина не пользуется широкой популярностью. Да, проходимость была отличной. Но слишком большая требуемая мощность, с которой еле справлялся двигатель и слабые скоростные характеристики сделали автомобиль практически никому не нужным. Сказалось и не совсем приемлемое качество сборки даже с учетом условий военного времени. Быстро изнашивались гусеницы и очень часто соскакивали с ведущих колес.

Через 4 года в 1943 производство полугусеничной Полуторки было полностью прекращено, а уже созданные машины, все без исключения, опять переоборудовали на колесный ход.

Вот такая вот история!

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.