ГАЗ-42 – Полуторка на дровах

Полуторка с газогенератором, работающим на деревяных чурках
Легендарная «Полуторка» или ГАЗ-АА, как она официально называлась, прославилась не только в качестве самого незаменимого грузопассажирского автомобиля в военное время. На ее базе было создано немало хоть и менее знаменитых, но не менее уникальных авто. Об одном из которых – грузовике ГАЗ-42 и пойдет речь в данной статье.

В довоенные и военные годы в бывшем Союзе был дефицит не только продуктов питания, но и других крайне необходимых материалов, в частности нефтесодержащего топлива для автомобилей. Но все возрастающие потребности в автомобильном транспорте от этого не зависели.

В 1936 году на ГАЗе под руководством талантливого инженера и конструктора С. Г. Косова был разработан уникальный в своем роде автомобиль – ГАЗ-42. В чем же была его уникальность? Дело в том, что в качестве топлива он использовал … дрова, а точнее короткие деревянные чурки.

Практически все узлы и агрегаты, включая ходовую часть были взяты из базовой модели – ГАЗ-АА. Отличие было лишь в топливной системе. За кабиной водителя установили газогенераторную установку Г-14, разработанную в НАТИ (Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт), которая в качестве топлива использовала деревянные чурки. Помимо гезогенератора там же располагалась система очистки вырабатываемых газов и емкость для деревянных чурок – аналог топливного бака.

ГАЗ-42 - Полуторка на дровах
При сжигании дров в газогенераторе вырабатывался газ. После чего он попадал в секцию последовательного охлаждения и грубой очистки. В системе очистки газ доводился до нужной степени чистоты, а затем в специальном смесителе смешивался с воздухом. Далее готовая воздушно-газовая смесь попадала уже непосредственно в камеры сгорания цилиндров двигателя.

Дополнительно в газогенераторе Г-14 использовался специальный вентилятор. Он нужен был для розжига деревянных чурок и для последующего поддержания их горения. Работал вентилятор от электросети самого автомобиля.

Уникальной была система отбора газов. Они собирались не вверху, где в газе было слишком много смолистых веществ, а снизу. Это упрощало процесс очистки газа и исключало быстрое загрязнение копотью и смолами цилиндров двигателя.

Эквивалентная мощность газогенераторной установки, которая вырабатывала каждый час до 65 кг газа составляла 32 л.с. или 23 кВт в электрическом эквиваленте. Это позволило сохранить грузоподъемность на уровне 1,5 тонн как в базовой «Полуторке» (по тех. паспорту было всего 1,2 т) и обеспечить максимальную скорость автомобиля в пределах 55 км/ч.

ГАЗ-42
В остальном конструкция силовой установки практически ничем не отличалась от двигателя на традиционном бензине. В ГАЗ-42 был также установлен четырехцилиндровый двигатель с водяным охлаждением. Он также имел карбюратор. Правда для пуска с использованием бензина пришлось установить еще один карбюратор.

После запуска двигателя с использованием бензина приводился в действие вентилятор газогенератора и деревянные чурки загорались в течение примерно 3 минут. Затем автомобиль переходил на использование дров. Можно было запустить двигатель и без бензина. Для этого приходилось самостоятельно разжигать дрова, а время запуска увеличивалось до 10 минут.

В ГАЗ-42 использовался аккумулятор повышенной емкости (112 А•ч) для того чтобы крутить с его помощью вентилятор розжига.

При полной загрузке бака для чурок полуторка на дровах имела запас хода примерно 80 км. А если дровами загружался весь прицеп, то запас хода увеличивался до 200 км. Правда через каждые 1000 км двигатель приходилось очищать от копоти и смолы. Но во время тотального дефицита жидкого топлива ГАЗ-42 стал настоящим спасением для страны.

После войны были разработаны автомобили, работающие на природном газе и ГАЗ-42 постепенно ушел в прошлое. Необходимость в такой машине отпала. А жаль. Сегодня бы он пригодился.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.