ВАЗ-Э2122 Река – прототип советского плавающего внедорожника

Прототип плавающего внедорожника ВАЗ-Э2122
ВАЗ-Э2122, разработка которого началась в 1976 году, создавался исключительно для нужд военных, о чем свидетельствует специальный заказ тогдашнего Министерства Обороны. Планировалось, что «Река» – так впоследствии была названа эта модификация, станет не только плавающим авто, но и внедорожником.

Машина разрабатывалась и создавалась традиционно на базе уже существующей модели – советского внедорожника ВАЗ-2121 «Нива». По крайней мере, большинство агрегатов и узлов было взято конструкторами Волжского автомобильного завода именно с этой модели. По правде говоря «Нива» на тот момент только готовилась к серийному производству, так что «Реку» можно считать второй или параллельной ее модификацией.

ВАЗ-Э2122 "Река"
Конструктора и инженеры ВАЗа постарались на славу. «Река» не был похож на традиционную амфибию с неказистым, похожим на лодку кузовом и маленькими колесами. Это был настоящий внедорожник, по крайней мере, внешне, отдаленно напоминающий популярный в то время УАЗ. Кстати от последнего новому автомобилю достались лебедка и фаркоп.

И эти отличия от автомобилей-амфибий были не только внешние. Традиционно такие машины перемещались по воде при помощи небольшого винта или водомета. В ВАЗ-Э2122 все обстояло совсем иначе. Для движения, как на суше, так и на воде машина использовала … колеса. Да, именно вращение колес в воде позволяло водителю разгонять «Реку» до максимальной скорости в 4,3 км/ч.

ВАЗ-Э2122 "Река"
Под капотом водоплавающего внедорожника был установлен 1,6-литровый бензиновый двигатель. Его мощности оказалось достаточно, чтобы относительно легкий автомобиль чувствовал себя спокойно на любом внедорожье.

Кузов автомобиля был частично тентовым с окнами или без них – в зависимости от модификации. Примечательно, что передний и задний бампера не выступали за габариты кузова, как это было сделано в УАЗике, а были максимально плоскими, с утопленными в ниши фарами. Это было сделано не просто так для уникальности внешнего вида. Дело в том, что военное ведомство специально поставило перед конструкторами такую цель, чтобы автомобиль мог не только буксировать застрявшие машины, но и попросту толкнуть их бампером. В сложной боевой обстановке это действительно полезная возможность.

ВАЗ-Э2122 "Река"
Но в процессе испытаний оказалось, что ВАЗ-Э2122 не готов двигаться по суше достаточно продолжительное время. Герметичный корпус обеспечивал прекрасные ходовые и эксплуатационные качества на воде, но одновременно такая герметизация оказалась губительной для многих узлов и агрегатов при движении на суше. Они попросту перегревались, не давая системе охлаждения эффективно работать.

В конце концов, проект закрыли.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.