ГАЗ-16 – первый летающий автомобиль

ГАЗ-16 - первый советский летающий автомобиль
Отечественная автомобильная промышленность всегда славилась необычными экспериментальными разработками, которые, тем не менее, в большинстве случаев представляли собой весьма практичные машины. Одной из таких разработок была экспериментальная модель Горьковского автомобильного завода – ГАЗ-16 и ее модификации: ГАЗ-16А и ГАЗ-16Б.

Автомобиль повышенной проходимости с многофункциональным шасси – ГАЗ-16 был разработан в конструкторско-экспериментальном отделе завода в 1960 году. Первый рабочий прототип появился двумя годами позже – в 1962 году.

ГАЗ-16 представлял собой универсальное наземное транспортное средство с не совсем обычной трансмиссией. Внешне оно больше напоминало какое-то земноводное животное – приплюснутый овальный кузов с двумя огромными пропеллерами сзади (только в модификациях А и Б).

ГАЗ-16
В машине использовалось обычное шасси от ГАЗ-21 «Волга» с независимой передней подвеской, обычным рулевым управлением и гидравлической тормозной системой. 8-цилиндровый 5,5-литровый бензиновый карбюраторный двигатель ГАЗ-13 мощностью 195 л.с. позволял разгонять почти двухтонную машину (1800 кг) на шоссе до 170 км/ч.

Но таким весьма традиционным способом ГАЗ-16 передвигался только по асфальту. Для движения по бездорожью использовалась совершенно другая система. Гидравлика прятала в нижней нише основную ходовую часть, а на свет появлялась воздушная подушка, накачиваемая двумя воздушными турбинами, установленными под днищем.

Да, суда на воздушных подушках разрабатывались и раньше, но у ГАЗ-16 по сравнению с аналогами не было традиционной юбки, удерживающей равновесное состояние всей конструкции. От нее вообще отказались, разработав такую форму низа кузова, чтобы воздушные завихрения внизу сами поддерживали горизонтальное положение машины.

ГАЗ-16 - сохранившаяся его часть
Движение автомобиля на воздушной подушке осуществлялось за счет двух маршевых двигателей М61К, приводимых в движение два пропеллера под днищем. Максимальная скорость при этом составляла всего 40 км/ч и то при весьма условной управляемости. Ведь управление автомобилем при движении на подушке осуществлялось за счет специальных направляющих жалюзи, перераспределяющих потоки воздуха.

От такой конструкции в ходе испытаний решено было отказаться и на свет появилась усовершенствованная версия – ГАЗ-16А. На автомобиль установили еще два небольших маршевых двигателя мотоциклетного типа мощностью 28 л.с. каждый. Они вращали два винта, расположенные в хвостовой части автомобиля. Автомобиль мог двигаться как вперед, так и назад, а также достаточно хорошо маневрировать. Он мог преодолевать не только бездорожье, но и неглубокие водные препятствия.

Спустя некоторое время появилась вторая модификация – ГАЗ-16Б, отличавшаяся от предыдущей использованием всего одного маршевого двигателя – ГТД-350 мощностью почти 400 л.с. Точно такой же использовался на вертолете МИ-2. ГАЗ-16Б отличался улучшенными техническими характеристиками (за счет уменьшения общей массы силовой установки), но в целом повторял модель ГАЗ-16А.


Испытания двух последних прототипов проходили достаточно успешно, и можно было уже решать, где бы пригодился такой необычный вездеход. Но руководство ГАЗа так и не смогло определиться с потенциальной областью применения новой разработки и проект вскоре закрыли. Возможно, одним из неблагоприятных факторов явилась сложность конструкции экспериментальной разработки.

До наших дней сохранился лишь небольшой фрагмент корпуса модели ГАЗ-16А, который хранится в музее завода.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.